Неточные совпадения
— Я бросил на мягкое, — сердито отозвался Самгин, лег и задумался о презрении некоторых людей ко всем остальным. Например — Иноков. Что ему право, мораль и все, чем живет большинство, что внушается человеку государством,
культурой? «Классовое государство ремонтирует
старый дом гнилым деревом», — вдруг вспомнил он слова Степана Кутузова. Это было неприятно вспомнить, так же как удачную фразу противника в гражданском процессе. В коридоре все еще беседовали, бас внушительно доказывал...
Будущее всей христианской
культуры старой Европы подвергается величайшей опасности.
Этого нельзя еще было сказать про XIX век, который был сложным и противоречивым, но сохранял еще
старый тип
культуры.
Если мировая война будет еще долго продолжаться, то все народы Европы со
старыми своими
культурами погрузятся во тьму и мрак.
Только темная еще азиатская душа, не ощутившая в своей крови и в своем духе прививок
старой европейской
культуры, может обоготворять дух европейской
культуры, как совершенный, единый и единственный.
Но германское сознание у Фихте, у
старых идеалистов и романтиков, у Р. Вагнера и в наше время у Древса и Чемберлена с такой исключительностью и напряженностью переживает избранность германской расы и ее призванность быть носительницей высшей и всемирной духовной
культуры, что это заключает в себе черты мессианизма, хотя и искаженного.
В века новой истории, которая уже перестала быть новой и стала очень
старой, все сферы
культуры и общественной жизни начали жить и развиваться лишь по собственному закону, не подчиняясь никакому духовному центру.
Старое христианское сознание всегда колебалось между аскетическим, мировраждебным сознанием и сознанием, оправдывающим творчество
культуры в этом мире и освящающим формы общества.
По приезде за границу у меня явилась мысль создать что-то вроде продолжения московской Вольной академии духовной
культуры и Религиозно-философских обществ, хотя это и не должно было быть простым повторением
старых учреждений.
Как я говорил уже, широкие круги левой интеллигенции относились отрицательно и враждебно к «идеалистическому» движению, выдвигавшему на первый план проблемы духовной
культуры, и по своему миросозерцанию держались за
старый позитивизм.
Старая и высокая французская
культура склонялась к упадку.
Она низвергла в бездну всю
старую русскую
культуру, которая, в сущности, всегда была против русской исторической власти.
Некоторое время торжествовали самые поверхностные материалистические идеи, и в
культуре произошел возврат к
старому рационалистическому просвещению.
Никто ведь не осмелится утверждать, что современный вокзал —
культура, а
старый храм — не
культура.
Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот
старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения духа, великого томления по абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной
культуры.
Все дело лишь в одном: принимая выгоды
культуры, нельзя разрывать самой тесной связи с природой; развивая в своем организме новые положительные свойства, даваемые нам условиями культурного существования, необходимо в то же время сохранить наши
старые положительные свойства; они добыты слишком тяжелою ценою, а утерять их слишком легко.
Я буду употреблять слово «природа» и не в смысле противоположения её
культуре, цивилизации или сверхприродному, благодатному и не в
старом смысле космоса или Божия творения и не в смысле исключительно пространственного материального мира, отличного от души.
Между тем как всегда будут существовать
культура и цивилизация, и в известном смысле цивилизация
старее и первичнее
культуры,
культура образуется позже.
Наш вольный кружок уже через каких-нибудь полгода потерял прежнюю буршикозную физиономию. Нас,"диких", принесших с собою другие умственные запросы и другие нравы, прозвали эллинами в противоположность
старым, пелазгам. Полного слияния, конечно, не могло произойти, но жили в ладу с преобладанием эллинской
культуры.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной
культуры, что был разрыв между культурным слоем и народом, что
старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Россия перешла от
старого средневековья, минуя пути новой истории, с их секуляризацией, дифференциацией разных областей
культуры, с их либерализмом и индивидуализмом, с торжеством буржуазии и капиталистического хозяйства.
Это — философия дотворческой эпохи, но она выше
старой схоластической и рационалистической философии, она обозначает кризис и неблагополучие познания и
культуры.
Критическая гносеология была выражением
старого духа
культуры.
Но это всего менее дионисизм
старого хаоса, это — дионисизм, прошедший через религиозный смысл
культуры.
В латинско-католической
культуре, самой
старой и самой утонченной, сохранилась преемственная связь с античностью — вечным истоком всякой человеческой
культуры.
Всякая революция есть процесс разложения
старого общества и
культуры.
Но кризис
культуры есть вместе с тем упадок
культуры в ее
старых секулярных формах, упадок искусства, философии и пр.
В современном французском народе с его буржуазной
культурой мы узнаем черты средневекового французского народа с его старинной доблестью, так ярко вспыхнувшей во время войны, с его
старой рыцарской
культурой.
Уровень пролетарской
культуры не подымается выше самого
старого, банального и для более культурного слоя давно разложившегося «просветительства».
В этом смысле коммунистический интернационализм есть уже явление нового средневековья, а не
старой новой истории, и к новому средневековью нужно отнести всякую волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира, волю к универсальной духовной
культуре, обнаруживающуюся в высшем духовном слое современного человечества.